суббота, 26 декабря 2015 г.

Использование загадок в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование загадок в развитии речи детей дошкольного возраста

Похожее изображение
Загадки являются эффективным средством обучения детей – дошкольников. Именно с помощью загадок можно непринуждённо и увлекательно погружать ребёнка в речевую среду, обогащать её, развивать связную, грамматически правильную речь, речевое творчество.
Новые требования к дошкольному образованию, изложенные в Стандарте, ориентируют педагогов направить свои усилия на создание благоприятных условий для развития детей. Центральной задачей дошкольного образования признаётся развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка. Стандарт нацелен на то, чтобы формировать в ребёнке стойкую мотивацию к познанию окружающего мира, развивать воображение, творческую активность. Международными исследованиями доказано, что чем раньше начинать развитие ребенка, тем лучшие жизненные результаты он будет демонстрировать впоследствии. 
Чтобы обеспечить развитие активной саморазвивающейся личности дошкольника необходимо подобрать соответствующие этому средства, методы и приемы. 
Учёные рекомендуют отказываться от доминирующего использования словесных и наглядных методов в пользу практических, отказываться от репродуктивных методов и внедрять метод проблемного изложения, частично поисковый и исследовательский методы организации детской деятельности. 
На сегодняшний день главной задачей педагога является не прямая передача детям готовых знаний, а создание условий для погружения в определенные проблемные ситуации. 
Наряду с современными технологиями и методами дошкольного образования существуют, проверенные временем, народные средства. К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать деятельность ребенка занимательной, интересной. А что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную загадку? 
В работе с детьми загадка может использоваться в разных образовательных ситуациях. И если это будет сделано педагогом умело, грамотно, то отразится на повышении у дошкольников познавательного интереса к окружающему миру. Будет развивать память, наблюдательность, формировать языковую чуткость. Следует исключить механического отгадывания загадок: когда дети наугад подбирают отгадку или воспитатели сами предлагают верный ответ. 
Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольника. Чтобы отгадать загадку важно побуждать детей внимательно всматриваться в окружающие предметы и явления, научить сравнивать их, видеть общее и отличительное, находить точные слова, образные выражения для характеристики увиденного. Ведь предмет, о котором идёт речь в загадке, замаскирован. 
Ю.Г. Илларионова указывает на важную особенность загадки, которая сама по себе является логической задачей. Чтобы отгадать загадку, т.е. найти решение задачи, необходимо выполнить определённые мыслительные операции. Она считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. 
Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. То есть обратить внимание на все указанные в ней условия и определить какие из них наиболее существенные. 
Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными. 
Загадки учат детей умению наблюдать, подмечать что-то особенное, видеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире. Это знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношениях между людьми. 
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление различных средств выразительности: приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации - способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. 
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. 
Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. 
Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность. 
Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. 
Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. 
С этой целью проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. 
Если в процессе познавательного и речевого развития одно из центральных мест будет отведено работе с загадкой, то это позволит успешно и эффективно реализовывать положения Стандарта, связанные с приобщением к культурным ценностям, овладением речью как средством общения и культуры. 

Комментариев нет :

Отправить комментарий