Экологическое воспитание

Экологическое воспитание детей в семье

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь ...
Все это называется природа
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить...
Природой называется все это, давайте же с природою дружить!


Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. И в  дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.
Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.
Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.
Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» -ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

Экологическая сказка литературное произведение, отражающее природные явления, объекты, взаимосвязи взаимозависимости в фантазийной форме. Формирует экологическое, гуманное отношение к природе.
Дети любят сказки, они с удовольствием слушают их, беседуют по сказкам и даже могут инсценировать некоторые из них.  Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей.  Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Поэтому сказки можно и должно использовать с большой долей их полезности  в экологическом воспитании. Сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. В сказках в занимательной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель.



уголок лекарственных растений 


Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств. 
Наблюдая, как из семечка вырастает растение, узнавая, как оно может помочь своими целебными свойствами, ребенок учится беречь и любить природу, видеть ее красоту и неповторимость, понимать значимость лекарственных растений для человека.
Приобретенное в детстве умение узнавать в простой травке под ногами лекаря и помощника ведет к активизации познавательной деятельности, расширяет знания детей.
Мелисса - обладает успокаивающим, противовоспалительным, болеутоляющим действием. Используется при бессоннице, для улучшения пищеварения.
Ромашка аптечная - обладает успокаивающим, противовоспалительным, антимикробным, обезболивающим действием. Применяют для улучшения аппетита, воспалении горла, десен.
Лук-шнитт - обладает противомикробным, бактерицидным действием. Используют при лечении малокровия, анемии, авитаминозе.
Лук-батун - обладает противомикробным, бактерицидным действием. Используют при лечении авитаминоза, инфекционных заболеваний.
Подорожник – обладает противоспалительным, ранозаживляющим, обезболивающим действием. Применяют при заболевании органов дыхания, свежие листья прикладывают к ранам, порезам.
Тысячелистник – обладает кровоостанавливающим, противоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Используют при лечении заболеваний желудка, лечении ран.
Земляника  – обладает противоспалительным, потогонным, ранозаживляющим действием. Плоды земляники улучшают аппетит, пищеварение, листья используют при лечении простудных заболеваний.
Календула лекарственная – обладает противоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Используют при лечении ран, порезов, для полосканий при воспалении дыхательных путей.
Мята перечная - обладает спазмолитическим, болеутоляющим, антисептическим действием. Улучшает аппетит, снимает нервное возбуждение.
Мать-и-мачеха обыкновенная  Траву эту еще в глубокой древности применяли от кашля и удушья, вызванных воспалением дыхательных путей. Сам Гиппократ широко использовал в своей практике мать-и-мачеху, как надёжное средство при бронхите
Зверобой (кровавчик, заячья кровь, заячья кривица, зверобой продырявленный, зверобой обыкновенный). Эта многолетняя трава издавна пользуется огромной популярностью.В народе считали, что зверобой помогает от девяноста девяти болезней.  Зверобой используют как кровоостанавливающие, противовоспалительные, бактерицидные и мочегонные средства, для лечения ран, кровоточащих язв, стоматитов, при расстройствах желудка и кишечника, болезнях сердца, печени и других болезнях.
Полынь горькая.  В народе ее именуют как вдовья трава, дикий перец, полынь белая, полынь настоящая. Это - самое горькое травянистое растение.  Она используется при ожогах рентгеновскими лучами, промывке ран против заражения крови.
Одуванчик. Очень распространенное растение с желтыми цветами. Цветет с мая по сентябрь. Плоды-летучки расположены в корзинке в виде шара. Лечебное значение имеют корни.
Пастушья сумка. Травянистое растение из семейства крестоцветных. Цветы мелкие, белые, расположены на верхушке стебля, плоды — треугольные сердцевидные стручочки. Цветет с весны до-осени. Собирают надземные части растений.
Черника. Применяется ягода в сушеном и свежем виде.
Кипрей (Иван-чай) Листья этого растения служат хорошим противовоспалительным средством, особенно при язвенной болезни. Большое количество витамина С в листьях (как в ягодах черной смородины) и наличие флавоноидов делает кипрей ценным витаминным средством.
Брусника. В медицине употребляются листья и ягоды для приготовления экстрактов.
Крапива. Широко известное растение. В июне-июле собираются богатые витаминами листья.




ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ

1. Природа – это комплекс, который устойчив до тех пор, пока не нарушено ни одно из составляющих его звеньев.
2. Люби природу такой, какой  она есть, не требуя от нее многого, но отдай ей все что можешь.
3. Звери – братья наши меньшие, они учат нас добру, забота о слабых без них стали бы нравственно беднее.
4. Птицы дарят нам чарующие звуки трелей, мечту полета, ощущение свободы и красоты.
5. Насекомые не только наши бедные помощники как опылители растений, они дают толчок творческой мысли ученных и поэтов.
6. Лес – это легкие планеты. Чудотворен и целебен воздух, наполненный запахами трав.
7. Цветы – всегда праздник для человека. С ними приходит к нам – радость и хорошее настроение.
8. Давайте сохраним ромашку на лугу, кувшинку на реке и клюкву на болоте.
9. Все лесное обитающее на земле должно жить без мучений.
10. Живи, люби! Работай с наслаждением, грусти слегка, не делай зла! И будут внуки за природу благодарны на века.





 Процесс  формирования  экологических ценностей  сложен и  проблематичен, зависит от реальной жизненной обстановки. Постепенно, посредством заданий и вопросов эколог подводит каждого ребенка к собственным выводам и заключениям.

Главное, чтобы дети поняли:

«Ты пришел в гости в природу – не делай ничего, 
чтобы счел неприличным сделать  в гостях»
Д. Л. Арманд



Как сохранить живые цепочки в природе 
• Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты, иначе останутся без пыльцы бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые. 
• Берегите деревья. Не вытаптывайте траву возле них, не ломайте ветки. Они кормят и поят лесных обитателей. 
• Собирая в лесу ягоды, грибы, всегда помните о лесных обитателях, которые ими питаются. Оставляйте часть даров животным. 
• Березовый сок можно брать только у взрослых сильных деревьев. Отверстие должно быть небольшим, и после того, как взяли сок, его нужно аккуратно замазать, иначе береза может засохнуть. 
• Не обижайте животных, они помогают сохранить зеленый наряд планеты. 
• Не сбивайте ногами мухоморы, так как ими лечатся дикие животные, например, лоси.
• Собирайте ягоды аккуратно, берегите ягодники. Вытоптанный ягодник сможет восстановиться и начать плодоносить только через 2-3 года.



Как себя вести в гостях у природы 
Сохранить наше природное наследие – это общегосударственная задача. 
Состояние природы – показатель нашей с вами культуры. К сожалению, здесь особенно похвастать нечем: кучи мусора, горящая весной сухая трава, срубленные и обломленные деревца и кустарники, внедрившиеся в природу гаражи и склады, палы и язвы кострищ – все это можно встретить практически повсюду. 
Задача каждого человека, каждого гражданина России – любить свою малую и большую Родину, уважать себя и окружающих, охранять и беречь леса, луга и реки, иметь в гармонии и единении с Матерью природой. Вероятнее всего, что никому из нас не хотелось бы жить в каменной пустыне, без островков и островов живой природы. 
И от каждого из нас зависит, сохраняются ли леса, луга и реки с их разнообразным миром животных и растений. А начать нужно с малого: запомнить и соблюдать очень несложные правила поведения, очутившись в городском лесу, на речке или на лугу. Это как раз то, что в наших силах и в нашей воле. 

1. Старайтесь ходить по имеющимся там дорожкам и тропам. 
2. Не разводите костры в городских лесах и лесопарках. 
3. Не сжигайте весной сухую траву и листья. 
4. Не бросайте в стволы деревьев ножи и топоры, не обдирайте кору у берез, не собирайте березовый сок. 
5. Не рвите цветы. 
6. Не ловите бабочек, стрекоз и других насекомых. 
7. Не ловите тритонов, не убивайте лягушек и жаб. 
8. Не подбирайте и не уносите из леса птенцов, бельчат, ежат и прочую лесную детвору. 
9. Не оставляйте после себя кучи мусора не бросайте в реки и водоемы деревяшки, резиновые покрышки, пенопласт и прочий хлам. 
10. Не шумите, не включайте в лесу транзисторы и магнитофоны. 
11. Остановитесь и остановите своих родителей, если вы или они решили заехать в лес или вымыть ее у речки или пруда.





Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным!

БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ  , БЕРЕГИТЕ ПЛАНЕТУ, ЗЕМЛЯ- НАШ ОБЩИЙ ДОМ!

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
                                           Е.Евтушенко

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания.  В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый, он там свой.
Именно в семье ребенок получает азы об окружающем мире. Именно в семье откладываются представления у ребенка о добре и зле. С близкими он переживает чувства любви, дружбы, долга. По своей природе семейное воспитание основано на чувстве. Чувства любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождают ребенка в семье, начиная с внутриутробного развития до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему проходящее ощущение счастья, нежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — помощников, советчиков, старших друзей. Причем гармоничное развитие ребенка в семье создается различными проявлениями чувства любви членов семьи.
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.
Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни.
Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. 

КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ (читать)

Комментариев нет :

Отправить комментарий