Патриотическое воспитание


«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи 
начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, 
к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, 
эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, 
    прошлому и настоящему, ко всему человечеству».


Л.С.Лихачев


Нравственное, патриотическое воспитание является одной из основных задач ДОУ, поскольку патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё начинает формироваться в дошкольном возрасте.

Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и отечества, их красоты и величия.



Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. 
Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.


Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию позволяют открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры.










КАК ПРИОБЩИТЬ ДЕТЕЙ К НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ?

1. Приобщайте ребёнка бережно относится к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребёнком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой приём "как в библиотеке" поможет приучить ребёнка к бережному отношению к книге.
2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите всё, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.
3. Если у ребёнка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребёнком в "новоселье", помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен для жилья.
4. Воспитывайте у ребёнка уважительно - бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вместе с ребёнком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.
5. Расскажите ребёнку о своей работе, что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру "Кто больше заметит интересного?", "Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного по нашей улице?". Я вижу, что машины убирают улицу. А что видишь ты? Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите нарисовать ребёнку, что больше всего понравилось.
7. Любовь к Родине - это любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправится с ребёнком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребёнка беречь природу, охранять её.




Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где живёт, детского сада.

  • Обращайте внимание ребёнка на красоту родного края
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда
  • Вместе с ребёнком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора
  • Расширяйте собственный кругозор
  • Учите ребёнка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей
  • Читайте книги о Родине, её героях, о традициях, культуре своего народа
  • поощряйте ребёнка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

«Расскажите детям о Войне»
Нужно ли рассказывать детям о войне? 
В  том,  что  рассказывать  нужно  –  нет  никаких  сомнений. 
Рано или поздно вам придется рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают 9 мая.
А  вот  когда начинать такой непростой разговор,  что  сказать, а что оставить «за кадром»  -  в этом  родителям  следует  полагаться  на  свой  опыт  и  наши  педагогические рекомендации.  
РАССКАЗАТЬ О ВОЙНЕ…
ДЛЯ  ЧЕГО?    Патриотическое  чувство  не  возникнет  само  по  себе.  Его  нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых  ребенок  не  сможет  выделить  из  окружающей  его  жизни  главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства.  Не страшно, и даже неплохо, если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на  глазах  у  матери  или  о  солдате,  бросившемся  с  последней  гранатой  под фашистский  танк.  Такие  эмоции  не расстраивают  нервную  систему  ребенка, они являются началом патриотических чувств.
КОГДА?  Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырёх  -  пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.
КАК?  Какие  найти слова, чтобы поведать дошкольнику  о страданиях молодых ребят,  ставших  впоследствии  героями?  Как  донести  суть  происходившего  в те  далекие  годы  грамотно  и  вызвать  в  маленькой  душе  чувство  гордости, сострадания, почитания, патриотизма?
Рассказывайте  об  известных  и  значимых  событиях  войны.  Задача родителей  –  не  напугать  ребенка,  а  просветить.  Говоря  о  блокаде  Ленинграда,  не надо вдаваться  в  подробности, достаточно будет сказать, что  фашисты  блокировали  подъезды  к  городу,  чтобы  туда  нельзя  было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.
Смотрите  вместе  с  детьми  фильмы  военной  тематики,  военный парад, концерты военной песни.  Наличие единомышленников сближает и помогает глубже окунуться в военную эпоху.
Расскажите  о  ваших  воевавших  предках,  поведайте  истории  высочайшего героизма  солдат  на  этой  Священной  войне.    Если  есть  возможность, познакомьте ребенка с ветеранами. Пусть он услышит рассказы очевидцев –они производят совсем другое впечатление.
Расскажите  о  детях   Великой  Отечественной  войны.  Ребенку  постарше стоит  рассказать  о  знаменитом  дневнике  Тани  Савичевой.  Этот  дневник представляет  собой  скупые  записи  двенадцатилетней  девочки, переживающей  блокаду  в  Ленинграде,  и  содержит,  фактически,  только перечень смертей в ее семье. Последняя запись в нём: «Савичевы все умерли, осталась одна Таня». Рассказы про взрослых и даже про юных выпускников, вынужденных сражаться на войне, могут звучать для ребенка абстрактно, тогда как история девочки, близкой ему по возрасту, не может не задеть за живое. 
Посетите с ребенком  памятные  места города. Чтобы пробудить в ребенке интерес  к  теме  войны,  покажите  ему  существующие  вокруг  него свидетельства  прошлого.  Вы  можете  показать  ребенку  мемориалы, отвести его к Вечному огню,  возложить цветы,    рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне. 
Всё  вместе  это  сложится  в   общую  картину  и  понимание,  осознание ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков и стремление быть достойным их.



Комментариев нет :

Отправить комментарий