суббота, 26 марта 2016 г.

Развитие самостоятельности у дошкольников

Каждый ребенок бессознательно стремится к самостоятельности. Свой первый шаг он делает ОТ мамы. Но потом почему-то некоторые дети этой самостоятельности начинают бояться.
Причины детской несамостоятельности.
Причин детской несамостоятельности может быть несколько.

- Ребенок не готов выполнять какие-либо действия. Например, если пальчики ребенка заплетаются и никак не могут продеть непослушные шнурки в обуви. В таком случае лучше сначала попрактиковаться, но никак не ругать и не заставлять ребенка учиться самостоятельно.

- Возможно, упущен период, когда ребенок стремился быть самостоятельным. У каждого ребенка наступает момент, когда он говорит: «Я сам!» Если в это время взрослый, набравшись терпения, позволяет ребенку поступать самостоятельно и помогает ему в этом, даже если у малыша еще не все получается, малыш испытывает чувство гордости за свою самостоятельность. А если нет, то этот период может пройти, а ребенок так и не почувствует, как хорошо быть самостоятельным.

- Взрослый слишком упорно стремится сделать ребенка самостоятельным. «Ты уже взрослый! Пора бы научиться. Что ты будешь делать, когда мамы и папы не будет рядом?» — говорит взрослый, и малыш пугается такого напора.

- Родители чрезмерно опекают ребенка. Зачем учиться одеваться, если мы всегда это делаем вместе? Зачем учиться кушать самостоятельно? Ведь потом столько убирать! Иногда причина в том, что родители сами не хотят видеть ребенка самостоятельным, а, следовательно, повзрослевшим. Это, как правило, случается в семьях с одним ребенком, особенно поздним. Такие родители стремятся продлить период заботы о ребенке, пока он маленький.

- Недостаток мамы или болезненные разлуки в раннем детстве.




Как справиться с несамостоятельностью ребенка - рекомендации психолога.

Не подталкивайте ребенка к самостоятельности — играйте вместе. Представьте, что будет, если курица начнет доставать своих цыплят из яиц, а не ждать, когда они сами вылупятся?

Наберитесь терпения! Да, сейчас одевание ребенка занимает почти час, но со временем и он научится это делать быстрее.

Сдерживайте свое желание помочь, если ребенок не просит. Иначе он не сможет почувствовать гордость от своей самостоятельности.

Всегда будьте готовы помочь, если ребенок просит.

Поощряйте самостоятельность. Подчеркивайте, как важно то или иное умение ребенка. Хвалите проявления самостоятельности перед родственниками и друзьями.

Игры для развития самостоятельности у дошкольников.

«Правый — левый» (хитрая игра)
Если ваш малыш еще путает правый и левый ботинки, помогите ему при помощи небольшой хитрости. Нарисуйте на ботинках два глазика, которые, если правильно их надеть, смотрят друг на друга.
Возможны другие варианты.
Два человечка, которые протягивают друг другу руки.
Две половинки сердечка.
Рыбка, хвост которой на одной стороне, а голова — на другой.
   

Можно не рисовать, а купить любую наклейку и, разрезав ее пополам, наклеить на оба ботинка. Попросите малыша собрать картинку — он с удовольствием согласится.

«Мышиные хвостики» (игра, которая облегчает завязывание шнурков)
Разучите вместе с малышом небольшие стихотворения и повторяйте их каждый раз, когда завязываете шнурки.

Запоминалка
Раз шнурок и два шнурок 
Перекресток. Узелок. 
Вот поссорились концы, 
Разбежались молодцы, 
Спинки сделали дугой —
 Вот один, а вот другой.
Помирились — повстречались 
И опять узлом связались.

«Веселая шнуровка» (игра)
Чтобы научить ребенка шнуровать ботинок, вам понадобится дырокол и плотная бумага или картон. Сделайте дыроколом отверстия, можно в произвольном порядке, можно в виде шнуровки на ботинках. Возьмите шнурок, плотную веревку или проволоку и покажите, как можно продевать ее через дырочки. А еще можно делать небольшие узоры.
Даже самые маленькие дети включаются в игру, в которой нужно провести червячка (шнурок) через картонное или деревянное яблочко.

«Научи меня» (прием)
Иногда малыш уже умеет все делать сам, но почему-то не хочет. Он говорит: «Не могу, не умею, сделай сама, помоги...» В такой ситуации мама вдруг становится очень-очень беспомощной: «Ой, что-то у меня не получается. А что теперь надеть? А как это делать? Может, ты поможешь? Научи меня». Если сыграть искренне (ну, разучилась мама или заболела), ребенку придется спасать ситуацию, и он почувствует себя очень важным и все умеющим.

Ролевые игры
Используя игрушки разыграйте следующие ситуации.
О зайце, который не умел есть. Каждый раз, когда он хотел съесть сладкую морковку, он звал маму, она выкапывала ее и кормила зайчика. Но однажды он был очень голодным, а мамы не было рядом. Пусть ребенок сам придумает, как справился зайчик.
О пингвине, который не умел раздеваться. Все пингвины отправились плавать в море, а он стоял на берегу и не мог снять свой пингвиний фрак.




Комментариев нет :

Отправить комментарий