Каждый ребенок бессознательно стремится к самостоятельности. Свой первый шаг он делает ОТ мамы. Но потом почему-то некоторые дети этой самостоятельности начинают бояться.
Причины детской несамостоятельности.
- Ребенок не готов выполнять какие-либо действия. Например, если пальчики ребенка заплетаются и никак не могут продеть непослушные шнурки в обуви. В таком случае лучше сначала попрактиковаться, но никак не ругать и не заставлять ребенка учиться самостоятельно.
- Возможно, упущен период, когда ребенок стремился быть самостоятельным. У каждого ребенка наступает момент, когда он говорит: «Я сам!» Если в это время взрослый, набравшись терпения, позволяет ребенку поступать самостоятельно и помогает ему в этом, даже если у малыша еще не все получается, малыш испытывает чувство гордости за свою самостоятельность. А если нет, то этот период может пройти, а ребенок так и не почувствует, как хорошо быть самостоятельным.
- Взрослый слишком упорно стремится сделать ребенка самостоятельным. «Ты уже взрослый! Пора бы научиться. Что ты будешь делать, когда мамы и папы не будет рядом?» — говорит взрослый, и малыш пугается такого напора.
- Родители чрезмерно опекают ребенка. Зачем учиться одеваться, если мы всегда это делаем вместе? Зачем учиться кушать самостоятельно? Ведь потом столько убирать! Иногда причина в том, что родители сами не хотят видеть ребенка самостоятельным, а, следовательно, повзрослевшим. Это, как правило, случается в семьях с одним ребенком, особенно поздним. Такие родители стремятся продлить период заботы о ребенке, пока он маленький.
- Недостаток мамы или болезненные разлуки в раннем детстве.
Как справиться с несамостоятельностью ребенка - рекомендации психолога.
• Не подталкивайте ребенка к самостоятельности — играйте вместе. Представьте, что будет, если курица начнет доставать своих цыплят из яиц, а не ждать, когда они сами вылупятся?
• Наберитесь терпения! Да, сейчас одевание ребенка занимает почти час, но со временем и он научится это делать быстрее.
• Сдерживайте свое желание помочь, если ребенок не просит. Иначе он не сможет почувствовать гордость от своей самостоятельности.
• Всегда будьте готовы помочь, если ребенок просит.
• Поощряйте самостоятельность. Подчеркивайте, как важно то или иное умение ребенка. Хвалите проявления самостоятельности перед родственниками и друзьями.
Игры для развития самостоятельности у дошкольников.
«Правый — левый» (хитрая игра)
Если ваш малыш еще путает правый и левый ботинки, помогите ему при помощи небольшой хитрости. Нарисуйте на ботинках два глазика, которые, если правильно их надеть, смотрят друг на друга.
Возможны другие варианты.
• Два человечка, которые протягивают друг другу руки.
• Две половинки сердечка.
• Рыбка, хвост которой на одной стороне, а голова — на другой.
Можно не рисовать, а купить любую наклейку и, разрезав ее пополам, наклеить на оба ботинка. Попросите малыша собрать картинку — он с удовольствием согласится.
«Мышиные хвостики» (игра, которая облегчает завязывание шнурков)
Разучите вместе с малышом небольшие стихотворения и повторяйте их каждый раз, когда завязываете шнурки.
Запоминалка
Раз шнурок и два шнурок
Перекресток. Узелок.
Вот поссорились концы,
Разбежались молодцы,
Спинки сделали дугой —
Вот один, а вот другой.
Помирились — повстречались
И опять узлом связались.
«Веселая шнуровка» (игра)
Чтобы научить ребенка шнуровать ботинок, вам понадобится дырокол и плотная бумага или картон. Сделайте дыроколом отверстия, можно в произвольном порядке, можно в виде шнуровки на ботинках. Возьмите шнурок, плотную веревку или проволоку и покажите, как можно продевать ее через дырочки. А еще можно делать небольшие узоры.
Даже самые маленькие дети включаются в игру, в которой нужно провести червячка (шнурок) через картонное или деревянное яблочко.
«Научи меня» (прием)
Иногда малыш уже умеет все делать сам, но почему-то не хочет. Он говорит: «Не могу, не умею, сделай сама, помоги...» В такой ситуации мама вдруг становится очень-очень беспомощной: «Ой, что-то у меня не получается. А что теперь надеть? А как это делать? Может, ты поможешь? Научи меня». Если сыграть искренне (ну, разучилась мама или заболела), ребенку придется спасать ситуацию, и он почувствует себя очень важным и все умеющим.
Ролевые игры
Используя игрушки разыграйте следующие ситуации.
О зайце, который не умел есть. Каждый раз, когда он хотел съесть сладкую морковку, он звал маму, она выкапывала ее и кормила зайчика. Но однажды он был очень голодным, а мамы не было рядом. Пусть ребенок сам придумает, как справился зайчик.
О пингвине, который не умел раздеваться. Все пингвины отправились плавать в море, а он стоял на берегу и не мог снять свой пингвиний фрак.
Комментариев нет :
Отправить комментарий